Каталог статей сайта LangEtr

Главная
Воскресенье, 19.05.2024, 05:41
| RSS
Меню сайта
Категории каталога
Методика обучения ИЯ [10]
Нормативные документы [0]
Разработки уроков [3]
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 248
Главная » Статьи » Методика обучения ИЯ » Методика обучения ИЯ

Проблемы организации системы дистанционного обучения в Российской Федерации
Доказывать в настоящее время экономическую, образовательную, даже политическую значимость организации в стране системы дистанционного обучения уже поздно. Дистанционное обучение стало уже свершившимся фактом не только за рубежом, но и в нашей стране. По данным Министерства образования РФ, в 2002 году в системе высшего образования учились в дистанционной форме более 200 000 студентов России в более чем 20 вузах страны. Только Современный гуманитарный университет в Москве обучает дистанционно свыше 60 000 студентов1. Около 50 000 граждан РФ, постоянно проживающих на территории России, являются учащимися иностранных образовательных организаций и обучаются дистанционно.

В настоящее время развивается Федеральная университетская сеть России RUNNet, которая объединяет 25 региональных сетевых сегментов и сети крупных научно-образовательных учреждений. Интенсивно развивается опорная сеть для нужд науки и высшей школы RBNet, образовательные сети Relarn IP и FreeNet2. Министерство общего и профессионального образования РФ ведет работу по созданию единой системы дистанционного образования в России. В рамках этой программы планируется создание Российского государственного университета дистанционного образования. Решаются проблемы обеспечения качества информационно-программных средств (ИПС) учебного назначения. С этой целью разработан и внедрен комплекс нормативно-технических документов для обеспечения качества и сертификации ИПС учебного назначения. Разработан проект стандарта качества дистанционного образования «Дистанционное образование. Контроль и оценка качества дистанционного образования». Вместе с тем, внедрение новой формы обучения у нас в России идет чрезвычайно медленно, существенно отставая от развитых стран. В чем же проблемы развития столь перспективной, казалось бы, формы обучения, отвечающей потребностям демократического общества?

Проблема терминологии

Мы уже затрагивали эту проблему в предыдущей статье. Но, поскольку здесь мы хотели бы обозначить наиболее существенные проблемы организации дистанционной системы обучения в нашей стране, но позволим себе вкратце повторить основные мысли, дабы не «напрягать» читателя, отсылая его к предыдущему номеру журнала.

Дистанционное обучение – новая для нас форма обучения, именно новая форма, а не модификация заочной формы. Это самостоятельная система обучения, а не технология (дистанционная технология), как некоторые умные головы у нас в России пытаются ее трактовать, что ведет к весьма плачевным последствиям. Ведь за каждым термином стоят вполне определенные понятия, которые, в свою очередь, оказывают влияние на стратегию реализации, принятие решений. Если это новая, самостоятельная система обучения, компонент системы непрерывного образования, то и относиться к ней необходимо соответственно, изучать ее специфические особенности для эффективной организации в разных типах учебных заведений. Если это система, то надо понимать, что она сама состоит из двух подсистем: системы проектирования (теоретической модели) и учебного процесса (реализации модели).

Этап проектирования, в процессе которого создается подсистема обучения, требует тщательного и всестороннего изучения, исследования. Ибо он связан с разработкой концепции обучения, целей, содержания, методов, организационных форм, средств обучения, т.е. учебно-материального обеспечения учебного процесса. Система учебного процесса связана с деятельностью преподавателя и учащихся, реализующих в своей практике разработанную на этапе проектирования модель. Именно так организована система обучения в других формах. Если это просто очередная технология (кажется, сами инициаторы этого термина не очень понимают, что они вкладывают в понятие «дистанционные технологии»), тогда, естественно, сами учебные заведения решают для себя проблему ее внедрения в учебный процесс без дополнительных интеллектуальных, во всяком случае, затрат.

Таким образом, терминологическая неоднозначность явилась причиной одной из главных проблем организации системы дистанционного обучения в России, ибо государство предполагает финансирование технологической составляющей дистанционного обучения, т.е. процесс информатизации, интернетизации образовательных учреждений, включая общеобразовательные школы. Но финансирование педагогической составляющей, т.е. создание соответствующей информационной образовательной среды, не предусматривается.

Проблема создания учебно-материального обеспечения дистанционного обучения

Вместе с тем, чтобы дистанционная форма обучения в любых типах образовательных учреждений могла успешно развиваться, необходимы значительные усилия не только программистов, специалистов в области компьютерных коммуникаций, интернет-технологий, но и специалистов в предметных областях, методистов, хорошо знакомых со спецификой интернет, и коммуникационных технологий, знакомых с современными тенденциями в системе образования, современными концепциями, теориями, педагогическими технологиями, психологическими особенностями взаимодействия в сети и пр. Учебный процесс в дистанционной форме более трудоемкий и многоаспектный, чем в очной форме. Здесь своя специфика. Все эти проблемы пока решаются в каждом отдельно взятом университете самостоятельно, в силу понимания этих проблем работниками вузов, чаще всего специалистами в области информатики, компьютерной техники, программирования, но не педагогами, не методистами, не психологами. Весь подготовительный процесс сводится к переводу лекций в электронный вид и пересылке учебных материалов заочным студентам по электронной почте. Вот такой процесс и называется часто дистанционным.

На самом деле в дистанционном обучении, как и в любой другой форме, прежде всего, следует определиться с концепцией образования. Ибо в соответствии с выбранной концепцией определяются цели обучения, отбирается содержание. Цели обучения, содержание определяются в действующем стандарте образования, в программе. Они обязательны для всех форм обучения, если речь идет о базовом образовании. В дополнительном образовании дело обстоит несколько иначе. Но технологические особенности дистанционной формы обучения, которая основывается на интернет-технологиях, оказывают существенное влияние если не на отбор содержания (хотя в ряде случаев это вполне возможно), то на его структурирование. Линейная подача материала (как в печатных изданиях) не годится для электронной формы. Технология гиперссылок диктует свои требования к структурированию и распределению учебного материала. Многостраничные главы традиционных учебников в электронных изданиях абсолютно не приемлемы.

Следует иметь в виду и современные концепции образования. В качестве приоритетного во многих странах мира признан личностно ориентированный подход, конструктивизм, что предполагает интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование, развитие критического и творческого мышления, умения работать с информацией. Личностно ориентированный подход признан в качестве приоритетного и в наших нормативных документах, касающихся общеобразовательной школы, например, в Национальной доктрине образования3, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года4. Личностно ориентированный подход предполагает в большом объеме самостоятельную познавательную деятельность учащихся. В центре внимания находится деятельность познания, учения, а не преподавания, как мы привыкли и как организуется процесс обучения до сих пор, особенно в вузах. Конструктивизм показывает, как практически реализовать идеи личностно ориентированного подхода в системе обучения любой формы. Дистанционная форма обучения должна строиться на тех же концептуальных основаниях, но с учетом специфики технологической ее составляющей. Многие проблемы даже более успешно решаются именно в дистанционной форме, например, дифференциация, индивидуализация обучения. Поэтому содержание обучения структурируется, организуется в соответствии с основными принципами этих концепций. Основным же принципом этих концепций является проблемная направленность. Проблема, проблемная ситуация, проблемная задача, изучение, исследование возможных способов ее решения, рассмотрение альтернативных точек зрения, размышления, дискуссии, обобщения, оценка полученных результатов – все это нацелено на создание собственного знания и его конструирование. В такой ситуации невозможно ограничиться одним учебником, даже самым толстым, готовыми лекциями. Необходимо значительное количество дополнительной литературы, нужна справочная литература, словари, энциклопедии, нужна дополнительная информация на любых носителях, печатных, электронных. В очном обучении здесь возникают определенные трудности, поскольку далеко не в каждом даже небольшом городе учащиеся могут иметь свободный доступ к нужным источникам. Подчас даже в крупных библиотеках, где есть все необходимое, на получение нужной информации уходит масса времени. Большую, просто уникальную помощь в таком обучении могут оказать интернет-ресурсы.

Средства НИТ используются достаточно широко в любой форме обучения, это не прерогатива дистанционной формы. Но в дистанционном обучении создается соответствующая инфрмационно-образовательная среда, в которой доступ к нужным источникам информации наиболее удобно организуется для учащегося. Все это требует знаний, квалификации специалиста, разрабатывающего курс обучения. Только он может решить, как и что следует отобрать, помимо базового материала, предусмотренного программой, какие виды деятельности предусмотреть для решения той или иной дидактической задачи. Имеются в виду, конечно, источники, а не готовые разработки. Ибо одна из основных целей современной системы образования – умение работать с информацией. Следовательно, необходимо разрабатывать специально (!) соответствующие электронные учебники, курсы дистанционного обучения, которые, как показано выше, существенно отличаются от традиционных, печатных пособий. Необходимо размещать их в соответствующих оболочках, предусматривая все необходимые ссылки на другие сайты, на дополнительные информационные ресурсы. Структурирование лекций, организация практических занятий, лабораторных работ сопровождаются мультимедийными средствами, что позволяет значительно расширить область познания, размышления, сопоставления фактов, наблюдений. Сами лекции могут быть представлены не только в печатном (электронном) виде, но и аудиовизуальном с демонстрацией слайдов, видеоклипов. Задания для студентов также могут быть нацелены на самостоятельную исследовательскую, поисковую, творческую деятельность, требующую создания самостоятельного решения проблемы. При этом в самом тексте лекции, автономном или сопровождающем, уточняющем звуковой ряд преподавателя, предусматриваются отдельные термины, понятия, персоналии и пр., требующие пояснений. Они активизируются, и в гиперссылке или в сплывающей строке даются необходимые пояснения, что значительно облегчает работу с текстом, совершенствует культуру умственного труда. Но все это следует готовить специально, используя уникальные возможности компьютерных и интернет-технологий, мультимедийных средств. Это то, что касается организации учебного материала. Согласитесь, что программисты без специалиста, автора курса выполнить подобную работу не могут. Для создания качественного учебно-материального обеспечения дистанционного обучения, т.е. создания соответствующих средств обучения необходимы совместные усилия специалиста-предметника, методиста, знакомого с интернет-технологиями, технологиями других электронных изданий, компьютерными коммуникациями, а также с современными педагогическими, психологическими теориями, современными педагогическими технологиями, и программиста, специалиста в области новых информационных технологий. В идеале функции специалиста-предметника и методиста должны сочетаться в одном лице. Современный преподаватель должен обладать не только знаниями своего предмета, но и особенностями информационных и педагогических технологий. На практике пока это остается мечтой. Авторы курсов, учебников, учебных пособий, как правило, абсолютно не представляют себе особенности и возможности новейших средств информационных технологий и потому проблема создания на базе их пособий курса дистанционного обучения представляется неразрешимой задачей.

Проблема подготовки преподавателей дистанционного обучения

Далее важно организовать деятельность студентов, учащихся. Прежде всего, совершенно очевидно, что преподаватель дистанционного обучения5 должен владеть всем арсеналом пользовательских навыков работы с применением НИТ, интернет-технологий. Но главное все-таки - психолого-педагогическое мастерство преподавателя. Личностно ориентированный подход предусматривает постоянное общение учащихся в процессе познавательной деятельности, их совместную деятельность, взаимодействие между собой и с преподавателем. Это сотрудничество, а не передача знаний. Значит необходимо отобрать адекватные методы, педагогические технологии обучения: обучение в малых группах сотрудничества на разных этапах познавательной деятельности; дискуссии; индивидуальная, парная, групповая проектная деятельность, в том числе работа над телекоммуникационными проектами с партнерами из других регионов и даже стран; ролевые, деловые игры проблемной направленности, пр. При этом важно уметь осуществлять дифференциацию обучения, рефлексию.

В отличие от очных форм обучения преподавателю дистанционного обучения необходимо уметь определять психологический настрой и психологические особенности своих студентов на расстоянии, чтобы больше внимания уделять, например, интровертам, стимулируя их к активной деятельности в форумах, чатах, пр., подчас сдерживать пыл экстравертов и т.д. Приходится и предотвращать конфликтные ситуации. Необходимо формировать культуру коммуникации в сетях. Все это требует достаточно сложных знаний и умений со стороны педагога, специальной и достаточно серьезной подготовки. Преподаватель очного обучения не готов к такой системе ведения учебного процесса. Кроме того, существуют различные модели дистанционного обучения, включая полностью сетевое обучение по отдельному курсу или в рамках виртуальной кафедры, школы, университета; интегрированное с очным обучением, интегрированное с кейс-технологиями, модель распределенных классов (на основе видеоконференций или интерактивного телевидения). Каждая из указанных моделей имеет свою специфику, касающуюся как организации учебных материалов, так и методики проведения занятий, форм взаимодействия студентов друг с другом, с преподавателем.

Еще раз повторим, что мы имеем дело с достаточно сложной системой. Кто-нибудь готовит таких специалистов? Я имею в виду педагогов-разработчиков курсов дистанционного обучения для разных моделей, преподавателей дистанционного обучения также для разных моделей, в вузе, в школе? Ни один педагогический университет не имеет своей программы подготовки таких специалистов. Может быть, институты повышения квалификации этим озабочены? В принципе, да, но пока не известна ни одна мало-мальски грамотная программа повышения квалификации в этой области. Все ограничивается в лучшем случае обучением пользовательским навыкам. Говорить об успешном развитии системы дистанционного обучения без решения проблемы подготовки педагогических кадров невозможно. Эта серьезнейшая проблема на самом деле вырастает из первой проблемы, о которой говорилось выше, понятийной. До тех пор, пока мы будем рассматривать дистанционное обучение в качестве технологии, проблема не сдвинется с места. Более того, очень скоро мы начнем осознавать, что затраченные на материальное обеспечение средства не оправдывают себя. Подмена дистанционной формы заочной только с применением иного средства доставки учебных материалов – электронной почты, никак не влияет на качество обучения. Преподаватели вузов особенно нуждаются в специальном обучении по разработке своих курсов для дистанционной формы совместно с программистами и в овладении соответствующими педагогическими технологиями. В материалах нашей конференции вы можете ознакомиться с опытом наших украинских коллег, которые имеют уже достаточно значительный и успешный опыт в этом направлении. Есть такой опыт и в Литве, где для этих целей широко используются видеоконференции. К сожалению, нам не удалось связаться с коллегами из Центра дистанционного обучения Технологического университета Каунаса. Есть такой опыт в странах дальнего зарубежья – Финляндии, США, Великобритании, Канаде, пр.

Проблема финансирования

Конечно, решение данной проблемы требует значительных финансовых затрат. Это еще одна серьезная проблема, без решения которой не справиться с обозначенными выше проблемами. Государству такие затраты могут оказаться не под силу. В мировой практике давно уже существует и достаточно успешно используется кооперирование образовательных учреждений в совместной разработке курсов дистанционного обучения, электронных учебников, баз данных, проведении совместных он-лайновых форумов, конференций, пр., в том числе видеоконференций. Конечно, привлекаются частные средства бизнеса, совместные, кооперированные инвестиции самих образовательных учреждений. Не стоит забывать, что сама система дистанционного обучения не бесплатная, за некоторым, разумеется, исключением, и затраченные на ее организацию средства смогут окупиться при грамотной организации менеджмента. Рано или поздно (лучше, конечно, раньше) наш бизнес поймет, что у него прямой интерес к сфере дистанционного обучения, поскольку такая система обучения дает возможность оперативно, достаточно гибко готовить нужные кадры, повышать квалификацию работников, без отрыва от производства, экономя, таким образом, немалые средства. Пока это поняли только в компании ЮКОС, на деньги которой уже сотни тысяч российских учителей смогли обучиться пользовательским навыкам работы с компьютером.

Проблема создания нормативно-правовой основы дистанционного образования

Есть еще одна проблема, которую нельзя отделить от предыдущих. Речь идет о нормативно-правовой основе. На самом деле, она должна быть определяющей, поскольку именно нормативно-правовая база должна регулировать все отношения в системе организации и проведения системы дистанционного обучения. Кто сейчас знает, как оплачивать труд преподавателя дистанционного обучения? Понятно, что дистанционное обучение – процесс значительно более трудоемкий, чем очное. Существуют нормативы для оплаты труда преподавателей вузов, школ. Но полтора часа лекции в аудитории для 30 человек – это одно, а проведение занятия с теми же 30 студентами дистанционно – это совсем другое. Для этого потребуется значительно больше времени и хотя бы потому, что нформация вводится через клавиатуру. И комментирование заданий студентов, даже если они идут от групп, требует значительных временных затрат. Выдача сертификата дистанционного образования, который был бы приравнен к диплому, любому сертификату образовательного учреждения пока также остается проблемой. Обычно студенты, обучавшиеся дистанционно, должны сдавать квалификационные экзамены в очной форме. Эта проблема требует дальнейшего изучения. Пока она никак не регламентирована.

Интеграция дистанционных и очных форм обучения представляется на сегодняшний день наиболее перспективной и востребованной как для вузов, так и для школ, особенно с учетом профильной школы. Здесь также требуется определенная правовая регламентация профильных курсов, практических и лабораторных работ, выполняемых виртуально, тестирования и пр., пр.

Наконец, поскольку Россия подписала известные Болонские соглашения, может быть, имеет смысл подумать о том, чтобы в педагогических вузах степень магистра включала в себя расширенную программу по современным информационным и педагогическим технологиям, психологии и культуры общения в сети?

Проблема авторских прав

Электронные средства защищены от пиратства, но это никак не касается информации, размещаемой в Интернет. А ведь эта информация, особенно то, что касается науки, образования, относится к интеллектуальной собственности. В настоящее время подавляющее большинство курсов дистанционного обучениязакрыто, т.е. показаны только демо-версии, по которым подчас невозможно судить об их качестве. Открытые курсы, статьи, книги откровенно растаскиваются безо всяких ссылок. Быстрого решения данной проблемы не просматривается, но решать ее необходимо, ибо от ее решения напрямую зависит распространение учебно-образовательной информации в мировом сетевом пространстве, качество создаваемых и используемых образовательных продуктов.

Мы коснулись только проблем, связанных, в основном, с педагогической стороной дистанционной формы обучения. Конечно, существуют и другие проблемы, связанные, например, с необходимостью систематического обновления аппаратного парка, программного обеспечения, соответственно постоянного повышения уровня владения пользовательскими навыками преподавателями и много других проблем. Отдельная проблема эргономики, поскольку создание электронных средств, в том числе и сетевых, включает в себя комплекс проблем, связанных не только с психолого-педагогическим аспектом, но и здоровьесберегающим.

Прогресс всегда давался через преодоление трудностей. Главное самим не создавать дополнительные проблемы, а стараться грамотно и своевременно решать те из них, которые связаны с дальнейшим развитием образования в стране, ибо именно образование, квалификация – основные ценности для человека в век информационных технологий.

Хотелось бы в заключение сообщить читателям журнала, что вышла давно анонсированная книга «Теория и практика дистанционного обучения»/ Под ред. Е.С. Полат – «Академия», 2004 г., подготовленная сотрудниками лаборатории дистанционного обучения Института содержания и методов обучения РАО. Книга рекомендована УМО в качестве учебного пособия для вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров по специальностям педагогического образования. В книге достаточно подробно раскрываются вопросы организации и проведения дистанционного обучения в соответствии с современными тенденциями в образовании в мировой практике. Книгу можно приобрести в книжных магазинах.


___________________________________
The Experience of Internet Usage in Education. Analytical Survey. – UNESCO Institute for Information Technologies in Education – Moscow, 2000 – p.30
Б.М.Позднеев, С.Д.Поляков. Стандартизация и сертификация как основа обеспечения качества информационно-программных средств учебного назначения/ Открытое образование – М., № 4, 2002.
Национальная доктрина образования// Народное образование.2000, № 2
Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р
Мы уже писали, что в данном случае речь должна идти именно о преподавателе, а не о тьюторе, в задачи которого входит лишь консультирование, репетиторство, но не целостный учебно-воспитательный процесс для группы учащихся, студентов.


Категория: Методика обучения ИЯ | Добавил: Avvaron (21.06.2007) | Автор: Полат Е.С.
Просмотров: 3137 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 3
3 Re:  
0
просто улет

2 Захаров Аркадий Аркадьевич  
0
Здесь можно будет найти комплекс тренажеров, которые помогут наладить систему ДО
www.ooo245.ru

1 Сергей  
0
Предлагаю вашему вниманию бесплатную систему дистанционного обучения - http://skdev.ru

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Copyright Avvaron © 2024 | Сайт управляется системой uCoz