Каталог статей сайта LangEtr

Главная
Воскресенье, 19.05.2024, 04:58
| RSS
Меню сайта
Категории каталога
Методика обучения ИЯ [10]
Нормативные документы [0]
Разработки уроков [3]
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 248
Главная » Статьи » Методика обучения ИЯ » Методика обучения ИЯ

Интернет на уроках иностранного языка.
Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Однако мы не устаем повторять, что какими бы свойствами не обладало то или иное средство обучения, информационно-предметная среда, первичны дидактические задачи, особенности познавательной деятельности учащихся, обусловленные определенными целями образования. Интернет со всеми своими возможностями и ресурсами - суть средство реализации этих целей и задач.

Поэтому, прежде всего, следует определиться, для решения каких дидактических задач в практике обучения иностранным языкам ресурсы и услуги, которые предоставляет всемирная сеть, могут оказаться полезными. Интернет создает уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка, т.е. он создает естественную языковую среду.

Специфика предмета "иностранный язык" заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются не основы наук, а способы деятельности - обучение различным видам речевой деятельности - говорению, аудированию, чтению, письму. В соответствии же с психологической теорией деятельности обучение любому виду деятельности происходит в процессе выполнения этой деятельности, действий и операций с ней связанных. Поэтому для обучения учащихся различным видам речевой деятельности необходимо предоставить практику каждому ученику в том виде речевой деятельности, которой он в данный отрезок времени овладевает. В основе формирования умений в любом виде иноязычной речевой деятельности лежат слухомоторные навыки. Следовательно, приоритет в обучении иностранным языкам должен быть за устными упражнениями. В этом основная специфика предмета и основная трудность преподавания, особенно, если речь идет о формировании умений говорения.

Следует иметь в виду и еще одну особенность предмета “иностранный язык”. Обучать речевой деятельности можно лишь в общении, живом общении. А для этого нужен партнер. Компьютерная программа, CD- ROM диск, какими бы интерактивными при этом они ни были, могут обеспечить лишь квазиобщение (т.е. общение с машиной, а не с живым человеком). Исключение составляют компьютерные телекоммуникации, когда ученик вступает в живой диалог (письменный или устный) с реальным партнером - носителем языка Cистема обучения иностранному языку должна быть построена таким образом, чтобы учащимся была предоставлена возможность знакомства с культурой страны изучаемого языка, необходимо научить их уважать проявления этой культуры, т.е. быть способным к межкультурному взаимодействию.

Интернет по своим дидактическим возможностям, разумеется, с учетом программного обеспечения и конфигурации компьютера может с разной степенью эффективности решать все эти задачи, причем, еще раз повторим, в условиях естественной языковой среды, если иметь в виду возможность совместной деятельности с партнерами-носителями языка. Однако, в любом случае, даже при использовании видеоконференций, встроенных мультмедийных стредств, это не может заменить живое общение в аудитории с педагогом, учащихся между собой. Все эти великолепные средства остаются лишь средствами решения определенных методических задач.

Если иметь в виду предмет нашего обсуждения - Интернет, то его ресурсы можно использовать:

для включения аутентичных материалов сети (текстовых, звуковых) в содержание урока, т.е. интегрировать их в программу обучения;

для самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над проектом;

для самостоятельного изучения, углубления первого или второго изучаемого иностранного языка, ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках;

для самостоятельной подготовки к сдаче квалификационного экзамена экстерном;

для систематического изучения определенного курса иностранного языка дистанционно под руководством преподавателя.

Разумеется, прямой вход в Интернет на уроке практически исключается, поскольку вряд ли можно найти какое-то приемлемое количество кабинетов иностранного языка в российских школах (да и не только российских), оборудованных достаточным количеством компьютеров с доступом в Интернет. Хотя следует сказать, что некоторые учителя, имея в кабинете всего один компьютер и доступ в Интернет, пытаются использовать и эту малую возможность на уроке (См. сайт учителя иностранных языков Владимировой Л.П.( http://virtlab.ioso.ru). Благодаря российско-американскому "Проекту Гармония" большое количество школ в самых разных регионах страны получили бесплатный доступ в Интернет (Московский e-mail: phmos@projectharmony.ru). Проект имеем свои филиалы в Санкт-Петербурге (e-mail: phstp@spb.cityline.ru), в Петрозаводске (e-mail: pharmony@petrodtd.karelia.ru), в Самаре (e-mail: pharmony@samara.ru), в Иркутске (e-mail: phirkutsk@projectharmony.ru).

Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс (при условии соответствующей дидактической интерпретации), более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:

формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;

совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов Интернет, мультимедийных средств также соответственно подготовленных учителем;

совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных учителем или кем-то из учащихся материалов сети;

совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других эпистолярных продуктов совместной деятельности партнеров;

пополнять свой словарный запас как активный, так и пассивный лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества;

знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;

формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования "живых" материалов, обсуждения не только вопросов к текстам учебника, а "горячих" проблем, интересующих всех и каждого.

Особенно интересно использовать материалы Интернет при работе над проектом. Учитель может поискать различную, подчас даже противоречивую информацию в сети по проблеме, которая подлежит в данный период времени обсуждению, исследованию. Предлагая подобные материалы учащимся в малых группах, учитель может поставить задачу отобрать подходящую для обсуждаемой проблемы информацию, согласиться с ней, принять к сведению в работе над проектом, либо напротив, оспорить ее, разумеется, аргументированно, для чего также необходимы факты, информация. Причем каждой группе, работающей над своей проблемой можно предложить соответствующий материал, по проблеме обсуждения. Международные телекоммуникационные проекты уникальны для нас в том отношении, что они дают возможность создать реальную языковую среду. Никакие другие методы и технические средства не позволяли нам до этого создавать такие условия.

При работе над проектом задействуются практически самые разнообразные возможности и ресурсы Интернет. Поиск нужной информации приводит участников проекта в виртуальные библиотеки, базы данных, виртуальные кафе и музеи, на различные информационные и образовательные серверы. Необходимость живого общения с реальными партнерами обращает его участников к возможностям электронной почты, телеконференций, чат технологий (IRC). Необходимость подготовки совместного продукта того или иного проекта, представляемого каждым участником в своей аудитории (в классе, школе) или на специально созданных для этой цели Web- страницах Интернет, требует обращения к текстовым, графическим редакторам, применению различных сетевых программ, позволяющих использовать графику, анимацию, мультипликацию, т.е. мультимедийные средства. Таким образом, проект становится междисциплинарным.

Помимо совместных телекоммуникационных проектов во внеурочной деятельности учащиеся могут самостоятельно работать над совершенствованием своих знаний в области иностранного языка. Для этого в сетях существует великое множество разнообразных курсов для разных категорий учащихся, предназначенных для самообразования или для обучения под руководством преподавателя (дистанционные курсы).

Большой популярностью у наших учителей пользуются уроки, разрабатываемые группой специалистов агентства Рейтер English To Go Ltd (http://www.english-to-go.com). Эта программа обращена непосредственно к учителю иностранного (английского) языка. Она построена по типу цепочки уроков, которые предлагаются еженедельно. Программа разрабатывается по четырем уровням. Часть уроков предлагается для ознакомления бесплатно. Специально для организации общения детей в сети, их активного участия в предлагаемых дискуссиях, проектах, телеконференциях можно воспользоваться программой KIDLINK(http://www.kidlink.org). Программа разработана на 14 языках. Для желающих проверить свои знания английского языка предлагаются хорошо известные во всем мире системы тестирования: http://www.toefl.org и http://www.ielts.org (International English Language Testing System). На эти программы тестирования можно выйти и из других программ. Большой спектр услуг (правда, платных) предлагает программа Foreign Languages (http://www.foreign-languages.com). Здесь предлагаются занятия по грамматике, лексике, целостные программы для уроков. Есть уголок для учителя, где учителя могут обменяться опытом, идеями.

Не менее популярна международная школа “ Language Link" (http://www.language.ru) .Сложность уроков (их в программе 10) соответствует уровню знаний Elementary - Pre-Intermediate, т.е. 2-3 уровню по системе международной классификации уровней владения иностранным языком. Можно предварительно проверить свои знания, определить свой уровень на корпоративном сайте международной школы английского языка по адресу: http://www.language.ru/Test/Test.html . Уроки состоят из грамматической части, проверочных заданий и заданий на развитие словарного запаса. Следует сказать, что данная программа предлагает курсы не только английского языка, но и немецкого, французского, испанского и многих других языков.

Мы можем предложить и собственные курсы английского и немецкого языков для учащихся 4-9 классов, полностью построенные еа основе проведенных нами ранее телекоммуникационных проектов с детьми из Великобритании, США

(http://www.ioso.iip.net/distant). Курсы снабжены грамматическим справочником и справочником для чтения, имеют страноведческую направленность.

На самом деле курсов иностранных языко в сети очень много. Мы привели примеры наиболее популярных.

Думается следует хотя бы кратко упомянуть целесообразность создания Методических виртуальных объединений учителей разных предметов, в том числе и иностранных языков. На нашем сайте существует такое виртуальное объединение, которое функционирует на двух взаимосвязанных между собой уровнях: “Наука – практике” и “Практика – науке”. Виртуальное объединение учителей английского языка ведет Прохорова Н.А. (г.Переяславль). Виртуальное объединение учителей немецкого языка ведет Карандин И.А. (г.Иркутск). На уровне “Наука – практике” представлены ведущие кафедры методики г.Москвы, “Еврошкола” В.В.Сафоновой, “Школа Г.А.Китайгород-ской”, журнал “Иностранные языки в школе”. Здесь же есть разделы “Консультации”, в котором дают консультации ведущие методисты страны, авторы учебников, а также раздел “Проблемный совет”, где размещаются материалы обсуждений на Проблемном совете по иностранным языкам при Президиуме РАО.

Категория: Методика обучения ИЯ | Добавил: Avvaron (17.06.2007) | Автор: Полат Е.С.
Просмотров: 4669 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.8/4 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Copyright Avvaron © 2024 | Сайт управляется системой uCoz